RT Mixxmag - шаблон joomla Книги

Школа приемных родителей

photo 3 (2)Как бы хорошо ни жилось ребенку в детском доме, он стремится домой, ему хочется либо вернуться в свою собственную семью, либо найти новых маму и папу.
Мы уверены, что каждый маленький человек имеет право на семью, поэтому с 2005 года на базе детского дома функционирует служба психолого-педагогической помощи кровным родителям и кандидатам в будущие родители. Служба состоит из психолога, врача-педиатра, двух социальных педагогов и юриста. Специалисты тесно сотрудничают с территориальными отделами социальной защиты населения не только нашего района, но и с органами опеки и попечительства по месту регистрации воспитанников в других районах Тверской области.

С 2013 года в детском доме работает Школа приемных родителей, разработана специальная программа подготовки кандидатов в замещающие родители.
Целью данной программы является выявление личностных качеств кандидатов, их возможности к саморазвитию и способности к воспитанию. Важным элементом является подготовка кандидатов к осознанному принятию решения об усыновлении.

Каждому кандидату объясняются принципы воспитания ребенка в замещающей семье, особенности детей, воспитывающихся в детском доме. Дается возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя. С 2013 года мы подготовили 57 кандидатов в приемные родители.

Не менее актуален вопрос подготовки детей-сирот – разработана специальная программа подготовки детей к помещению в семью. Цель данной программы – психологическая и социальная подготовка ребенка к жизни и воспитанию в замещающей семье. Психолог проводит с детьми групповые занятия с элементами тренинга. После обучения приемных родителей и встречи их с ребенком, организуется поездка ребенка и психолога детского дома в приемную семью на выходные дни.

Основная проблема - это вторичное сиротство - отказ от приемных детей усыновителями, опекунами, приемными родителями, влекущий нравственную и психологическую деградацию ребенка. Причинами вторичного сиротства является отсутствие государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей.
За последние три года вернулись в детский дом два ребенка: один воспитанник вернулся из-за болезни опекуна, один - из-за отсутствия взаимопонимания между опекуном и подопечной. Это основная причина отказов - неумение приемных родителей справляться с девиантным поведением подростков-сирот.

Проживание в социально-благополучной замещающей семье дает возможность ребенку адаптироваться, научиться самостоятельно принимать решения, понимать не только свои права, но и выполнять свои обязанности, стать частью семьи, увидеть семейные роли, отношения между членами семьи, что впоследствии даст возможность выбрать модель собственной семьи.
Семьи, которые приняли решение взять ребенка на воспитание, должны быть готовы к сложным ситуациям, с которыми они неизбежно встретятся, поэтому необходимы отбор, психолого-педагогическое обследование кандидатов, обучение в профессиональных службах и обязательное сопровождение замещающих семей до совершеннолетия приемных детей.
Безусловно, сегодня одной из проблем является уровень профессиональной компетентности специалистов, работающих с замещающими семьями. В августе 2014 года прошли курсы повышения квалификации специалистов, которые занимаются обучением и сопровождением замещающих семей, воспитателей, педагогов.

С 1 сентября 2014 г. служба осуществляет помимо подготовительной работы также:

  • контроль за работой по постинтернатному сопровождению выпускников государственных учреждений, оказание помощи наставникам в работе по постинтернатному сопровождению;
  • контроль за работой наставников по социальному сопровождению семей в трудной жизненной ситуации;
  • психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Лучшим результатом своей работы мы считаем возвращение воспитанников в семьи. За 2012 год в приемные семьи передано - 7 детей, вернулись к родителям 10 детей, за 2013 год: 10 детей нашли новые приемные семьи, 6 детей вернулись в кровные семьи.